История специальности

В 1932 году было организовано фармацевтическое отделение при фельдшерско-акушерской школе. В организации этого отделения огромную роль сыграл провизор Николай Алексеевич Копгельм. 

В нашем городе Улан-Удэ функционировала контрольно-аналитическая лаборатория при аптечном управлении Совета Министров Бурятской АССР. И теперь она продолжает работать как Инспекция по контролю качества лекарственных средств и производственной деятельности аптечных учреждений Минздрава РБ. У истоков этого учреждения стоял Н.А.Копгельм.

Николай Алексеевич начинал работу с организацией аптечной службы в республике. В первый год его работы было всего две аптеки. Первую аптеку он организовал в городе Кяхте, а затем в других районах. И к 1960 году в нашей Бурятии было 58 аптек.

В 1932 году Н.А.Копгельм организовал фармацевтическое отделение. Набрали 18 слушателей. Помещения для занятий не было. Весь курс проводил свои занятия на квартире Копгельма. В 1931 году Николай Алексеевич организовал контрольно-аналитическую лабораторию. Долгое время работает в ней один. Постепенно лаборатория стала современным и технически оснащенным научно-медицинским учреждением аптечного управления Бурятии. Николай Алексеевич руководил лабораторией более тридцати пяти лет.

В 1934 году была организована фармацевтическая школа в составе Улан-Удэнской фельдшерско-акушерской школы (ФАШ). Николай Алексеевич Копгельм был ее постоянным преподавателем. Он вел фармакогнозию и фармхимию учащимися.

В 1933 году был произведен набор на акушерское, фельдшерское (помощников врачей), фармацевтическое, подготовительное отделения. Причем срок обучения на акушерском и фармацевтическом отделениях устанавливался в 2,5 года, а на отделении помощников врачей – 2 года. В школу принимались уже юноши и девушки, имеющие образование в объеме семилетки. На подготовительное отделение брали с четырехлеткой. Этот набор как бы знаменовал собою окончательное становление училища, окончательное определение его профиля.

В довоенные годы школа готовила фельдшеров, акушеров, фармацевтов, медицинских и ясельных сестер. Эти кадры решали многое в развитии сети здравоохранения, которое проходило во все увеличивающихся размерах. Так, в 1940 году было развернуто уже 1287 больничных коек, 190 фельдшерско-акушерских пунктов, 2242 койки в постоянных яслях. Поэтому от училища требовалось ежегодно увеличивать количество выпускников. В 1938 году школа выпустила 32 фельдшера и 13 акушерок, а в 1940 – 43 фельдшера, 36 акушеров и 78 медицинских сестер.

Начиная с 1939 года наиболее отличившихся выпускников направляли в Иркутский государственный медицинский институт.

Крайне плохо обстояло с ученическими принадлежностями и учебниками. Учебными базами школы являлись четыре аптеки города Улан-Удэ.

В 1951 году был последний выпуск фармацевтов. И только в 1963 году вновь открыто фармацевтическое отделение в Улан-Удэнском медицинском училище.

Собственного школьного здания фельдшерско-акушерская школа не имела и арендовала помещение у горкомхоза города Улан-Удэ. Одно общежитие находилось на улице Байкальской, а другое – на Батарейке.

Особенно трудно было в военные годы. Ведь многие врачи были призваны в армию, а контингент учащихся уменьшился. Но, однако, занятия велись.

В 1926 году в Улан-Удэ была открыта первая женско-детская консультация по охране материнства и детства. Возглавить это медицинское учреждение было поручено М.Н.Сосниной.

 Марию Никитичну Соснину по праву называют ветераном училища. Она проработала в его стенах около 20 лет. Преподавала акушерство и гинекологию. Мария Никитична – уроженка Забайкалья. В Бурятию приехала в 1924 году после окончания медицинского факультета Иркутского государственного университета. Сначала работала заведующей первой передвижной женско-детской консультацией при «красном кресте» в Хоринском аймаке, проводила среди женщин лекции и беседы о режиме, гигиене беременных и родильниц, об уходе за ребенком.

Во время финской и Великой Отечественной войн М.Н.Соснина работала хирургом в госпиталях. В послевоенные годы Мария Никитична снова возвратилась на преподавательскую работу в училище. Последние семь лет была главным акушером-гинекологом Министерства здравоохранения Бурятской АССР. Многие ее ученики стали врачами.

 Одним из них является и преподаватель школы Николай Иосифович Барбаков.

Он окончил медицинский факультет Иркутского государственного университета в 1928 году. Сразу же приехал в Бурятию и работал врачом в сельских больницах республики. С 1931 года, после специализации по акушерству и гинекологии, стал работать акушером-гинекологом. К этому же, примерно, времени относится и начало его преподавательской деятельности, которая не прерывалась до 1941 года. Войну прошел хирургом. После войны Николай Иосифович снова стал преподавателем училища, работал заместителем министра здравоохранения Бурятской АССР и главным врачом родильного дома. В последующие годы он работал врачом-гинекологом центральной физиотерапевтической поликлиники г.Улан-Удэ.

 Хирургическая служба в республике неразрывно связала с именем ее основателя Эрдэна Раднаевича Раднаева – человека большой души, чуткого и внимательно врача. С именем Эрдэна Раднаевича также неразрывно связана и история республиканского центра по подготовке среднего медицинского персонала. Родился в улусе Дагальжин Баргузинского аймака в семье скотовода. Окончил медицинский факультет Московского государственного университета. 2 года работал в хирургической поликлинике г.Москва. А в 1929 году, получив хорошую практику, выехал на родину.

Свою врачебную деятельность в республике Эрдэн Раднаевич начал ординатором при областной больнице. Полный энергии и сил, он трудился самозабвенно. Часто выезжал в районы республике с консультативной и практической помощью. Преподавать в училище Э.Р.Раднаев стал со дня его организации. Напряженную врачебно-преподавательскую деятельность он сочетал с работой над кандидатской диссертацией. На местном материале защитил ученую степень кандидата медицинских наук. Став главным хирургом Министерства здравоохранения Бурятской АССР, он не оставил преподавательскую работу, несмотря на большую загруженность делами.

Медицинская школа в те годы размещалась в нынешнем здании городской стоматологической поликлиники (ул.Ленина). 

Слушателями школа комплектовалась райздравом. Желающие обычно подавали заявления заведующему райздравом и директору. Заведующий райздравотделом обязательно давал поступающему характеристику, ибо в то время это имело решающее значение, так как направляли в школу местных жителей, учитывая, что они после окончания вернутся в свой аймак. Этим самым райздравотдел закреплял кадры.

Подготовка специалистов среднего звена продолжалась и в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году школа выпустила из своих стен 263 фельдшера, 222 акушерки, 23 фармацевта и лаборанта. Многие выпускники ушли на фронт, работали в эвакогоспиталях. К 1945 г. фельдшерско-акушерская школа подготовила 922 фельдшера, 325 акушерок, фармацевтов, помощников врача и лаборантов. После окончания войны в школу вернулись Мария Никитична Соснина, ставшая завучем и отдавшая более 20 лет преподавательской деятельности, и Валентин Николаевич Ильков, который продолжил преподавательскую деятельность.

Учебной и производственной базами практики были больницы: республиканская, инфекционная и детская, диспансеры: туберкулезный и кожновенерологический, детская и женская консультации, поликлиники: детская, центральная, инвалидов отечественной войны и родильный дом.

В 1949-50 учебном году ФАШ был установлен 4-х годичный срок обучения. Конечно, это отразилось на наборе учащихся. Директором была Анна Павловна Русакова, а с 1949 года зав. учебной частью — Мария Николаевна Попова. Зав.практикой являлась Татьяна Михайловна Левартович.

В январе 1951 года произошли кадровые изменения в ФАШколе. Директором был назначен Валентин Николаевич Ильков, который работал хирургом 15 лет, а преподавал в течение 12 лет. Ему было 45 лет. Зав. учебной частью осталась Мария Николаевна Попова, которая была терапевтом в течение 18 лет, а преподавателем — 10 лет. Ей было 38 лет. Зав.производственной практикой назначили Ксению Яковлевну Русалееву, которая работала педиатром девять лет, а преподавателем в течение четырех лет.

В 1951 году были оборудованы 4 кабинета с приобретением оборудования. И в этом году выпущено всего 32 человека медсестер.

Всего преподавателей было 28 человек, из них штатных — 20, а совместителей — 8. Директором работал В.Н.Ильков, зав.учебной частью был Иван Степанович Афанасьев, у которого преподавательский стаж составил 14 лет, ему было 37 лет. С 1 августа 1952 года зав. практикой стала выпускница иркутского мединститута Любовь Степановна Харташкина. Ей было 24 года, она преподавала кожные и венерические болезни, а также вела занятия по организации здравоохранения. Преподавателем истории являлась Таиса Сергеевна Дагурова. Анна Никитична Соснина вела русский язык и литературу в течение восьми лет. Петр Николаевич Тыжебров преподавал математику, Николай Константинович Филатов — физику, он проработал тридцать лет в ФАШколе, ему было 54 года. Надежда Николаевна Луговая преподавала биологию и физиологию. Песя Рувимовна Гумниц стала преподавателем анатомии, окончив стоматологический факультет Иркутского мединститута. Профессиональный и преподавательский стаж ее составлял уже пять лет. Нина Доржиевна Будаева вела анатомию и нервные болезни в течение шести лет. Она окончила Иркутский мединститут в 1938 году. В течение десяти лет преподавал Иван Лукьянович Смольянов латинский язык и фармакологию, который окончил Молотовский (ныне Пермский) фармацевтический институт. Одиннадцать лет вела внутренние болезни Лидия Николаевна Попова, которая окончила Иркутский мединститут. Профессиональный стаж ее составлял 12 лет. Анна Ивановна Иванова окончила Омский мединститут. Профессиональный стаж составлял 10 лет, а здесь она вела внутренние болезни уже пять лет. Тамара Михайловна Кузнецова преподавала педиатрию, Ксения Яковлевна Русалеева — хирургию, Регина Михайловна Бильль-Былинская преподавала акушерство.

В 1952-53 учебном году был введен новый учебный план в ФАШе. Обеспеченность учебниками стала лучше.

В 1952 году улучшилась преподавательская работа в медицинской школе. Об этом вспоминает ветеран здравоохранения республики Любовь Степановна Харташкина: «До 1952 года в медицинской школе работали в основном по клиническим дисциплинам преподаватели — совместители. Для улучшения педагогической работы в школе был приглашен на работу зав. учебной частью Иван Степанович Афанасьев, который окончил Иркутский университет, работал в школах города Улан-Удэ. С целью улучшения методической работы были направлены штатные преподаватели выпускники Иркутского медицинского института. Так Кузнецова Тамара Михайловна — педиатр, Куклина Клавдия Константиновна — терапевты и Харташкина Любовь Степановна — дермато-венеролог.

Иван Степанович активно вел учебный процесс школы. Систематически стал проводить методические советы. И с преподавателей стали требовать календарные и рабочие планы, проводились показательные уроки с последующим анализом. Ввели классное руководство. Так активизировалась работа педагогов медицинской школы».

В 1953 году директором училища назначена Евгения Семеновна Константинова. Зав.учебной частью работал Иван Степанович Афанасьев. Зав.практикой работала Клавдия Константиновна Куклина, которая окончила Томский мединститут в 1951 году. И уже два года выполняла эту работу.

В 1953-1954 учебном году организовано вечернее медсестринское отделение. На это отделение принято 68 человек, а на фельдшерско-акушерское — 127 человек.

В 1954 году медицинская школа окончательно специализировалась и была переименована в медицинское училище, с трехгодичным сроком обучения, с отделениями фельдшерским и акушерским, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15 мая 1954 года за № 919, постановлением Совета Министров РСФСР от 22 мая 1954 года «О мероприятиях по дальнейшему улучшению подготовки средних медицинских работников».

Улан-Удэнское медицинское училище располагалось по ул.Ленина (нынешнее здание городской стоматологической поликлиники №1. Училище имело 7 учебных кабинетов, обучалось более 300 учащихся.

Имея 16 учебных групп, училище проводило занятия в 3 смены. Существовало три общежития, которые не удовлетворяли нужды учащихся. Около 20 % учащихся жили на частных квартирах. Причем учащиеся были в большинстве на базе 8 классов. Этим, конечно, осложнялась воспитательная работа во внеурочное время. Не было физкультурного и читального залов.

В 1954-1955 учебном году были открыты отделения: фельдшерское и акушерское с 3-х годичным сроком обучения на базе 7 классов и фельдшерское с 2-х годичным сроком обучения на базе 10-летки, а также вечернее фельдшерское отделение.

Врач акушер-гинеколог Евгения Петровна Ульянова работала главным врачом Заудинского роддома. Когда открылся городской роддом № 1, заудинский родильный дом закрыли. В 1953 году Евгения Петровна перешла работать преподавателем акушерства и гинекологии медицинской школы. И здесь Е.П.Ульянова проработала до заслуженного отдыха.

Вместе с ней работала врач акушер-гинеколог Анна Савельевна Суворова, которая окончила Иркутский мединститут в 1953 году. Ее считали лучшей преподавательницей медицинского училища. А муж ее, Иван Федорович Суворов, преподавал историю. Был он прекрасным преподавателем. Успешно они работали в училище более десяти лет. За этот период Иван Федорович защитил кандидатскую диссертацию.

В дальнейшем преподавателем акушерства и гинекологии работала Регина Михайловна Биль-Былинская и Зинаида Ильинична Бураева.

Конечно, остро нуждается училище в помещениях. Занятия проводят в 3 смены. Руководство минздрава постоянно ставит вопрос о строительстве специального здания для медицинского училища. Ежегодно пополняются учебно-наглядные пособия училища. Было приобретено 720 учебников и другой литературы на сумму 10742 рубля.

В 1955 году был большой набор учащихся. Так на базе 7 классов с 3-х годичным обучением приняли 30 человек на фельдшерское и 60 человек на акушерское отделения. И здесь конкурс был 8 человек на 1 место. На базе 10 классов с 2-х годичным обучением приняли 30 человек на фельдшерское и 30 человек на акушерское отделения. Среди них число буря было всего 47 человек. Хотя подали заявления 153 человека.

Преподавателей по — прежнему не хватало. Впервые начали преподавательскую деятельность 9 человек. Всего было 41 штатный преподавателей. В этом году зав.учебной практикой назначена Нина Доржиевна Будаева, которая окончила Иркутский мединститут.

В 1956-57 учебном году училище находилось на прежних площадях. Однако количество учащихся увеличивалось. Так в 1957 году обучалось уже 438 человек. Число штатных преподавателей достигло 54 человек, в том числе с высшим образованием было 52 человека. Семь преподавателей впервые начали свою педагогическую деятельность в училище. Директором училища продолжала работать Е.С.Константинова. С января 1957 года зав.учебной частью стала работать Ефросинья Ивановна Абагаева, которая окончила Иркутский мединститут в 1954 году. И здесь она начала преподавательскую деятельность. Зав.вечерним отделением назначена Анна Никитична Соснина в январе 1957 года. Она окончила Сухумкий пединститут в 1940 году. Анна Никитична работала в училище более десяти лет. Зав.учебно-производственной практикой продолжала работать Нина Доржиевна Будаева.

Несмотря на материальные трудности, в училище проводились различные общественные мероприятия. Работали кружки: хоровой, драматический, сольного пения и хореографический. И еще работал парашютный кружок, который выпустил 16 парашютистов.

Спортсмены училища добивались замечательных успехов на соревнованиях. Так в осеннем (1956 г.) массовом легкоатлетическом кроссе по всем учебным заведениям города медицинское училище завоевало первое место и было награждено кубком и грамотой. В конькобежных соревнованиях на первенство средних учебных заведений по РСФСР, которые проводились в Москве, спортсмены училища завевали первое место и были награждены кубком Министерства здравоохранения СССР и вымпелом Центрального комитета ДСО общества «Буревестник», а также грамотой. По лыжным соревнованиям среди учебных заведений спортсмены завоевали 3 место и были награждены дипломом 3- ей степени.

И в этом году спортивные секции подготовили спортсменов 1-ro разряда 2 человека, 2-го разряда — 12 человек, 3-го разряда — 60 человек. Выпустили 14 парашютистов и одного инструктора, а стрелковый кружок подготовил 4 инструктора по стрелковому спорту.

В то далекое время, не имея спортивного зала и базы, учащиеся училища добивались огромных успехов.

Набор учащихся ежегодно увеличивался. В 1959 году в училище обучалось 474 человек. Больше стали принимать учащихся на базе 10 классов.

Лучшими преподавателями были Н.А.Астапенко — фармакология, М.Н. Соснина — акушерство и гинекология, К.К.Куклина — физиология, А.И.Иванова — внутренние болезни.

В 1958-59 учебный год руководство училища и общественные организации (профсоюз и комсомол) обобщил работу своих выпускников в лечебных учреждениях республики. Велась переписка, выявляя положительные и отрицательные стороны медицинских работников на местах.

В марте 1959 года был проведен традиционный вечер встречи с учащимися училища и  выпускниками, которые окончили учебное заведение в различные годы.

В этом же году были организованы предметные кружки. Так терапевтический (руководитель А.И. Иванова), акушерский (руководитель А.С.Суворова), фармакологический (руководитель Н.А.Астапенко), которые охватили 75 человек.

Материально-техническая база оставалась по-прежнему недосточной. Учащиеся занимались в три смены.

Училище проводило большую воспитательную работу. Так были проведены встречи учащихся с ветеранами здравоохранения, писателями, артистами, композиторами, а также с солдатами и офицерами войсковых частей.

В 1959-1960 учебном году шло строительство нового учебного корпуса училища. Строил трест «Бурстрой». В этом году директором был назначен Николай Прокопьевич Маляренко, который работал санитарным врачом.

В декабре 1960 года училище получило новое учебное здание по ул. Терешковой. Учебный корпус имел 9 аудиторий, библиотеку с читальным залом, физкультурный зал с подсобными помещениями, 3 лаборантских, буфет, комнаты для бухгалтерии, ученических организаций, учебной части и канцелярии. Были закуплены мебель и учебный инвентарь.

В новом здании были развернуты специальные кабинеты по общеобразовательным, общебиологическим, медицинским циклам, а также кабинеты доклинической практики по основным специальным дисциплинам.

Стала выходить ежемесячно газета «Медик» и еженедельно сатирический листок «Свежий ветерок».

В 1961 году было создано методическое объединение классных руководителей. Руководителем объединений стала Анна Никитична Соснина. Объединение оказывало помощь молодым классным руководителя в организации работы с учащимися.

В новом учебном корпусе улучшилась материально-техническая база училища. Однако оставалась острая нужда в общежитиях. Было одно общежитие, в котором проживало 119 учащихся.

По приказу министерства здравоохранения БурАССР в 1961-62 учебном году были введены специальные дисциплины по онкологии и туберкулезу.

В сентябре 1961 года училище открыло вечернее отделение без отрыва от производства.

В апреле 1962 года было проведено первое общее родительское собрание. Приехало 112 родителей.

В этом году училище обновило твердый инвентарь, оснащая кабинеты. Были оборудованы специальные кабинеты по акушерству и гинекологии, хирургии, анатомии и физиологии, фармакологии, истории и лаборатории.

В 1962 г. впервые в училище были проведены конференции преподавателей (в январе и июне). В дальнейшем эти конференции стали традиционными.

Постоянно пополнялась литературой библиотека. В 1962 году она приобрела книг на 470 рублей и выписала 73 журнала различных направлений.

 С 1962 года по 1986 год училище возглавляет Ася Рувимовна Гумниц. В это время укрепляется учебно-материальная база училища, значительно возрастает штат педагогического коллектива и контингент учащихся за счет расширения фельдшерского и акушерского отделений. Открываются новые отделения: зубоврачебное с 1962 г. с 1963г – зуботехническое, дневное отделение медицинских сестер, фармацевтическое, санитарных фельдшеров с 1965 г.

Конечно, с расширением различных отделений, в училище укреплялась материально-техническая база. Особенно необходимо было увеличить количество учебных и наглядных пособий. Так в 1966 году были приобретены учебники на 1040 рублей и учебно-наглядные пособия  на 3435 рублей 85 коп.

В 1965 г. училище получило благоустроенное общежитие на 440 мест по ул. Павлова. На втором этаже общежития были развернуты учебные кабинеты и кабинеты доклинической практики. Значительно пополнился за это время и фонд библиотеки. В 1980 г. открыт музей истории училища, основными направлениями работы которого является проведение в музее в начале учебного года воспитательных бесед со студентами нового приема по ознакомлению их с историей и традициями учебного заведения, встреч с заслуженными медицинскими работниками-выпускниками училища.

Улан-Удэнское медицинское училище является методическим центром для других училищ Бурятии. Часто преподаватели выезжают для контроля учебно-воспитательной работы и практической помощи в Кяхтинское и Селенгинское медицинские училища. Преподаватели этих училищ получают здесь организационно-практические советы. С января 1962 года Улан-Удэнское училище ежегодно проводит январские научно-практические конференции директоров, завучей и преподавателей трех училищ, а также межучилищные студенческие конференции.

 Ежегодно осенью училище проводит «день белого халата», когда первокурсники принимают клятву медицинского работника. Следует отметить, что широко практикуется встреча с выпускниками училища, которые работают в лечебно-профилактических учреждениях республики. Выпускники рассказывают, как учились, как работают и каких успехов достигли в своей работе.

Ежегодно увеличивается количество студентов, обучающихся в училище. Нынешнее училище, по сравнению с 1933 годом, готовит кадров в 8 раз больше. В 1940 году в городе Улан-Удэ работали 333 медицинских работника, а в 1950 году – 893, в 1960 году – 1550, а в 1965 году – 1899 и т.д.

Большинство из них получило путевку в жизнь в Улан-Удэнском медицинском училище.

В 1975 году Улан-Удэнскому медицинскому училищу исполнилось 45 лет. За 45 лет из стен училища вышло более восьми тысяч очень нужных специалистов: фельдшеров, акушеров, медицинских сестер, позднее, кроме этих работников, фармацевтов, зубных врачей и техников. И тогда обучалось больше тысячи человек.

В Бурятии не найдется, пожалуй, ни одного села или улуса, где бы не работал кто-нибудь из выпускников медучилища. Надо заметить, что большинство из них добросовестные, честные труженики, верные клятве, данной когда-то на торжественном выпускном вечере.

Естественно, трудовая характеристика специалистов часто, а особенно на первых парах самостоятельной работы, зависит от того, насколько серьезную подготовку получил человек в учебном заведении. И в этом отношении Улан-Удэнскому медучилищу могли бы позавидовать многие другие наши учебные заведения и кое-чему здесь научиться. Кстати, налицо факт: в 1975 году наше медучилище стало местом проведения зонального совещания директоров медицинских и фармацевтических училищ Урала, Сибири, Дальнего Востока, потому, что здесь много нового и полезного в учебно-воспитательной работе, в самой системе обучения.

В училище применялись новые методы контроля знаний учащихся. В процессе обучения учащиеся смотрят специальные кинофильмы, слушают записи, пользуются специальными аппаратами.

Училище было хорошо оснащено современными техническими средствами обучения. Это проекционная аппаратура, магнитофоны, проигрыватели.

Коллектив преподавателей много работал над совершенствованием методических разработок теоретических и практических занятий. Конечно, много внимания обращали на работу кабинетов доклинической практики, где закладывались основы знаний по лечебно-профилактической помощи населению. Для учащихся проводились комплексные лекции, семинарские занятия, уроки-экскурсии, киноуроки.

В 1980 году медицинское училище готовило кадры по семи специальностям: фельдшер, акушерка, санитарный фельдшер, зубной врач, зубной техник, фармацевт и медицинская сестра. Были внедрены новые методы обучения (программированный опрос, применение технических средств). В училище оборудованы кабинеты по всем дисциплинам.

С 1986 по 1993 год директором училища была Раиса Панфиловна Шалыгина. Тогда началась подготовка медицинских сестер общего и детского профиля на базе 8- летнего образования. Коллектив отделения «Медицинская сестра» готовил настоящих сестер милосердия, как в профессиональном, так и в духовном плане. Педагоги были для девочек-подростков не только учителями, но и хорошими воспитателями.

Были электрифицированы стенды, дневное кино, фантомы успешно применялись в кабинетах глазных болезней (А.Р. Гумниц), хирургии (Г.И. Маджарова), анатомии (Б.А. Величанский), фармакологии (Н.А. Астапенко), терапии (Г.В: Шапкина), физики (В.А. Коварская), биологии (В.И. Жигалова), иностранного языка (С.А. Бродская). Много внимания уделялось психолого-педагогическим аспектам, модернизации, созданию оптимальных условий процесса обучения и применению межпредметных связей.

С 1976 года в училище начата подготовка санитарных фельдшеров. Первыми преподавателями санитарных врачей были опытные санитарные врачи П.И. Лепехина. Г.О.Изотова, Т.А. Фроленко. Курс эпидемиологии и микробиологии вел директор Н.П. Маляренко.

В 1970 году создана предметная комиссия под руководством С.Г. Периновой.

В стенах училища всегда работали увлеченные своим делом люди, отдавали все силы и знания подготовке медицинских кадров. Более 30 лет на этом поприще  Б.А. Величанский и Т.С. Машкович, более 20 лет — Л.М.Зубарева, Г.Н. Налетова,К.М.Танхаева, А.А.Ярлыкова, Т.Н. Олифриенко, Г. В. Кузнецова и Г.И. Маджарова. Результатом обобщения личного опыта преподавательской работы явилась книга Б.А. Величанского по патологической анатомии и физиологии человека, которая утверждена как учебное пособие для студентов колледжа. В течение многих лет в атмосфере новаторства и творческого поиска работает преподаватель Л.М. Зубарева. Предложенная ею рейтинговая система контроля знаний учащихся применяется не только в преподавании анатомии, но и других дисциплин.

Многие преподаватели применяют активные методы обучения, обобщают свой педагогический опыт работы, обучают начинающих педагогов, что способствует повышению качества подготовки специалистов и повышению познавательной и творческой активности студентов: уроки-конференции, соревнования, интегративные уроки, рейтинговая система контроля знаний, разноуровневое тестирование, деловые и ролевые игры, самостоятельная работа, работа группами, работа с тренажерами (Л.А.Козьменко, Е.Б. Маншеева, Р.Г. Азаргаева, И.П. Григорьева и другие). Система методической работы колледжа обеспечивает своевременное внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс.

За эти годы в организации учебного процесса широко стала применяться компьютерная технология: переоснащен компьютерный класс, широко применяется компьютерное тестирование по предметам как для текущего, так и для итогового контроля знаний и проведения экзаменов, разработанное Г.Д.Белоусовой (по специальности «Стоматология ортопедическая»). Студенты под руководством преподавателя компьютерной грамотности Т.Г.Селетковой проводят учебно-исследовательскую работу, составляют программы по организации рабочего места педиатра и фармацевта. Данные работы занимали призовые места в олимпиадах и научно-практических конференциях ССУЗов республики.

Большой вклад в воспитание и обучение студентов вносят ветераны цикловой методической комиссии (ЦМК) — преподаватели высшей категории Г.Н.Налетова, Н.И.Кутякова, А.А.Малыгина, Л.А. Лемачко, Л.Г.Вахрушев, К.К.Сутурина, Л.А. Доржиева, Г.Ф. Ромашевская и другие. Преподавателями работали и работают также бывшие выпускники училища Е.А. Шапирова, Н.Г. Старченко, С Г. Перинова, Б.А. Величанский, К.Р. Родовская, В.Д. Михайлова, И.А. Варнавский, Н.И. Кутякова, В.Д. Раднаева, А.В. Михайло.

На ЦМК терапии все хорошие традиции закладывались ветеранами училища Г.В. Шапкиной, Н.П. Холмогоровой, В.И.Хмелевой, Куклиной, А.А. Ярлыковой, Р.П. Шалыгиной, З.М. Лебедевой, А. И.Игнатьевой. Эти традиции сохраняются до настоящего времени. Председателями предметной комиссии по терапии в разные годы были Холмогорова Н.П., Шапкина Г.В., Кузнецова Г.В., Козьменко Л.А., Маншеева Ж.Б.

Как было указано выше, подготовка акушерок проводилась с момента образования училища. ЦМК акушерства и гинекологии — одна из старейших. Здесь трудились специалисты высокого класса: С.И. Тычина, Е.С. Соломинская, К.М. Берзина, Л.Г.Бурдуковская и К.Р.Родовская. Сегодня кафедра активно осваивает современные педагогические технологии и уверенно смотрит в будущее. В различное время заведующими ЦИМК были отличники здравоохранения СССР  К.М. Танхаева, Г.Н. Олифриенко. Успешно работает выпускница училища А.В. Михайло.

С 1993 по 1996 г. училищем руководил Ринчинов Цырен Ринчинович. С 1996 г. по 2002 год директором училища работал Ким Жапович Маланов. С 1996 года медицинское училище преобразовано в медицинский колледж.

В 1999 году впервые прошел конкурс профессионального мастерства «Преподаватель — 99». На конкурсе были представлены лучшие методические разработки конкурсантов, педагогические концепции.

9 октября 1997 г. Правительство Республики Бурятия по ходатайству ассоциации медицинских работников республики, Министерства здравоохранения РБ и коллектива Улан-Удэнского медицинского колледжа присвоило колледжу имя Раднаева Эрдэна Раднаевича, выдающегося ученого, талантливого хирурга, педагога, бывшего главного хирурга Министерства здравоохранения РБ.

В настоящее время изменилась система медицинского образования, введены Государственные образовательные стандарты, новые понятия в профессиональную деятельность медицинской сестры, такие как сестринское дело, сестринский  процесс, сестринский диагноз, что способствует повышению статуса медицинской сестры. Впервые в России в ноябре 1998 г. прошел съезд медицинских работников. Преподаватели сестринского дела принимали участие в региональных семинарах по сестринскому делу. Разработаны пособия, программы, проведены конференции в колледже и ЛПУ. Работает постоянно действующий семинар с главными и старшими медицинскими сестрами лечебных учреждений по внедрению сестринского процесса в практическое здравоохранение.

Личностно-ориентированная технология применяет методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого студента, берет на вооружение методы психодиагностики, изменяет отношения и организацию деятельности студентов, применяет разнообразные и современные средства обучения, перестраивает содержание образования. Одним из направлений личностно-ориентированной технологии является педагогика сотрудничества, когда в рамках учебного заведения устанавливаются отношения между администрацией, коллективом преподавателей, коллективом студентов, социумом (родители, семья; общественные организации).

В настоящее время директором медицинского колледжа работает Светлана Доржеевна Замбалова.

Улан-Удэнский базовый медицинский колледж им.Э.Р.Раднаева государственное образовательное учреждение по подготовке специалистов здравоохранения среднего звена. Медицинский колледж занимается подготовкой специалистов здравоохранения по 7 специальностям – акушерское дело, медико-профилактическое дело, сестринское дело, лечебное дело, фармация, стоматология, ортопедическая стоматология.

Продолжает ежегодно медколледж выпускать около 300 специалистов здравоохранения. В медицинском колледже есть своя студенческая профсоюзная организация, которая насчитывает более тысячи членов профсоюза.

Улан-Удэнский медицинский колледж имеет признанный статус среднего учебного заведения высшего класса, имеющего свое лицо и авторитет среди медицинских училищ Российской Федерации.

Таков путь развития первого учебного заведения Бурятии.