▪️28 февраля на базе ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» состоялся республиканский методический семинар «Развитие читательской грамотности студентов на уроках литературы: теоретические и практические основы», в котором приняла участие преподаватель ГАПОУ РБМК Намдакова С.С.
▪️Данный семинар проводился для преподавателей русского языка и литературы учреждений среднего специального образования.
📚 Читала лекции и проводила практическую часть семинара доктор филологических наук кафедры русской и зарубежной литературы БГУ Светлана Степановна Имихелова.
📖 На уроках литературы, как правило, изучается много художественных произведений. И одной из важнейших методических задач является обучение студентов смысловому чтению, т.е. чтение не на уровне понимания только сюжета произведения.
▪️Освоение художественного текста должно опираться на диалогический, коммуникативный аспект его бытия, в процессе которого объединяются в единую цепочку автор (субъект высказывания), текст/герой (объект высказывания) и читатель (адресат высказывания).
📎 Главное для читателя — понять авторский замысел (для чего написано это произведение, что хотел сказать автор?). Чтобы научить студентов понимать суть художественного текста, необходимо прежде всего воспитывать у них культуру чувств и культуру понимания. Достигается это не без малых интеллектуально-нравственных усилий. Это серьезная работа с художественным текстом: медленное глубокое прочтение, лингвистический, литературоведческий анализ текста, умение «схватывать» подтексты, так называемые авторские сигналы, чтобы прийти к правильному осмыслению (интерпретации) текста. Также важно учить понимать не только то, ЧТО сказано, но и учить видеть КАК сказано.
▪️Эти и многие другие интереснейшие вопросы и важные принципы развития читательской грамотности были разобраны на семинаре. И как было сказано однажды М. Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит».
👩🏻🏫 Преподавателю литературы важно уметь вовлекать «студента-читателя» в совместный с автором творческий процесс и учить искусству истолкования.
👍🏻 В целом семинар прошел плодотворно и на высоком организационном уровне, по окончании всем участникам были вручены сертификаты.