Международный день Белой трости
— это напоминание обществу о внимании к проблемам инвалидов по зрению, понимании их нужд, солидарности с ними.
Немного из истории
В 1921 году британскому фотографу Джеймсу Биггсу после несчастного случая, который привел к потере зрения, пришлось учиться самостоятельно передвигаться по Бристолю с помощью черной трости. Ни водители, ни прохожие не обращали на него внимание, так как его слепота ничем не привлекала к себе. Тогда он решил изменить цвет своей трости и покрасил ее белой краской. Благодаря этому действию окружающие стали замечать его и оказывать помощь в различных ситуациях на дороге. Данная идея была подхвачена и остальными слепыми людьми, проживающими в Англии, а после и в других странах Европы.
Начало 60-х гг. было ознаменовано большим привлечением внимания к изучению жизни незрячих людей. В 1965 году американский конгресс утвердил положение о праздновании Дня белой трости и закрепил дату ежегодного проведения мероприятий – 15 октября.
В 1970 г., во время проведения собрания Международной федерации слепых, этот праздник был признан международным. Начиная с 15 октября 1970 года, он стал отмечаться во всемирном масштабе.
В 1992 г. Всемирный союз слепых выступил с ходатайством о праздновании этой даты как Дня белой трости объединенных наций.
Медицинские работники, как никто, обязаны проявлять сочувствие и понимание, уметь общаться с инвалидом по зрению.
Рекомендуется при общении с инвалидом по зрению
а) сначала дать возможность сориентироваться в пространстве. Необходимо деликатно прикоснуться к его плечу или руке, озвучив при этом свое действие,
предложить пройти к месту ожидания, сопровождая движение или поддержкой инвалида за локоть/руку, или направлять его словами (немного левее, правее);
б) обязательно предложить помощь по сопровождению в кабинет. Предложить незрячему самому выбрать, с какой стороны ему удобно идти (обычно это свободная от трости сторона), при передвижении инвалид держится за специалиста рукой. При спуске или подъеме по ступенькам вести незрячего перпендикулярно к ним и обязательно показать перила, направляя руку. Проходя двери или узкие проходы, всегда идти впереди, рукой направляя инвалида так, чтобы он шел следом за специалистом. В кабинете, необходимо подвести инвалида к стулу и направить его руку на спинку стула, помочь сесть;
в) при общении необходимо учитывать постоянную необходимость инвалида в ориентации в пространстве. Если медицинский работник перемещается по кабинету или покидает его — свои действия сопровождает голосом. Если в ходе личного приема возникла необходимость приглашения других специалистов, нужно представить их и дать им возможность выразить голосом свое присутствие;
г) при возникновении необходимости ознакомления с документами, предоставляемыми инвалидом, не нарушается порядок их расположения. Необходимо комментировать свои действия и называть документы, которые нужны для решения вопроса, связанного с личным обращением инвалида. В случае предоставления неполного комплекта документов необходимо сообщить в письменном виде информацию о недостающих документах, а также, по просьбе инвалида, записать информацию на его диктофон;
д) в случае необходимости подписи инвалида на документе ответственный специалист полностью читает его, убеждается в понятии инвалидом изложенной информации, а также предлагает помощь в подписании документа — располагает документ под активную руку, направляет указательный палец этой руки в место, где должна начаться подпись. Инвалид может использовать факсимильное воспроизведение подписи;
е) необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидом с нарушением зрения — избегать излишней жестикуляции, в случае необходимости чтения документа предупредить инвалида о начале действия, обеспечить отсутствие шумовых явлений в кабинете (отключить или максимально снизить громкость сигналов телефонов, находящихся в кабинете).