В течение жизни каждый человек использует лекарственные средства для профилактики и лечения заболеваний. Как же их применять, чтобы не навредить организму?
Гигиеническое обучение и воспитание населения является неотъемлемой частью профилактической работы медсестры, направленное на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.
К Всемирному дню здоровья, который отмечается 7 апреля, преподавателем Н.Б. Молоновой проведено внеаудиторное занятие по учебной дисциплине Фармакология со студентами 612 группы специальности Сестринское дело 1 курса на тему «Советы для здоровья: правила применения лекарственных средств». Учащиеся выступили с сообщениями по правильному применению лекарственных средств, особенностях фармакотерапии при беременности, у лиц пожилого и старого возраста, детей.
Также студенты разработали памятки для населения по применению лекарственных средств для информационных стендов городских поликлиник г.Улан-Удэ.
Присутствующие на занятии зам. директора по ВР О.А. Гырылова и зав. 2 отделением Т.А. Доржиева отметили, что данное мероприятие позволяет первокурсникам получить знания для проведения санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, формирует навыки самостоятельного творчества, повышает уровень профессиональных и общих компетенций, прививается любовь к избранной профессии.
Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы каждого медицинского работника среднего звена и направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни. Для более эффективного информирования населения гигиеническое воспитание осуществляется в различных целевых группах (дети, подростки, молодежь, работающие, пенсионеры, и т.д.). В каждой целевой группе используются аналогичные формы и методы профилактических воздействий с учетом возраста, уровня образования, наличия определенных факторов риска. При работе с населением на всех уровнях информация излагается доступно для широких слоев населения, без использования сложных медицинских терминов, носит позитивный характер.
Подводя итог, хочется отметить, что в процессе активного вовлечения студентов в изучение проблематики сохранения здоровья человека достигается несколько целей: овладение необходимыми знаниями для проведения санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактики заболеваний, связанных с различными факторами; готовность и способность общения с целевой аудиторией; формирование личной мотивации, направленной на здоровый образ жизни.
В рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся особое внимание уделяется:
- привитию основ здорового образа жизни обучающимся;
- формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде здорового образа жизни среди населения;
- подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию здорового образа жизни у населения.
Обучающиеся получают начальные знания по подготовке санбюллетеней, навыки проведения санпросветработы по пропаганде здорового образа жизни. У них формируются навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах, повышается уровень профессиональных и общих компетенций, прививается любовь к избранной профессии.
Профилактические беседы — это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний по вопросам здорового образа жизни.
Подготовка и проведение таких мероприятий требует от обучающихся углубленного изучения материала по теме, умения правильно выбирать стиль общения и преподнесения информации в зависимости от возрастных особенностей аудитории, развивает умение выделять главное и в понятной форме доносить до слушателя.
Профилактическая работа с населением как одно из направлений
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Аннотация: при изучении профессиональных модулей широко применяются различные формы самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Профилактическая работа с населением является одним из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Она включает участие обучающихся в совместных с ЛПУ конференциях, волонтерских акциях, поезде «Здоровья», конкурсах санбюллетеней, тематических «круглых столах» и проведение профилактических бесед с учащимися школ, что способствует развитию профессиональных компетенций.
Ключевые слова: аудиторная и внеаудиторная работа, глоссарий, ролевые игры, ситуационные задачи, кейсы, веб квесты, информационно — коммуникационные технологии, волонтерские акции, коммуникативные компетенции.
Подготовка конкурентоспособного, высокопрофессионального медицинского работника невозможна без всестороннего развития личности обучающегося. Традиционные формы и методы преподавания ориентированы на передачу знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся и стабильность образовательного процесса. Такая система на современных этапах уже не обеспечивает решение задач в полном объеме.
Для преподавателя стоит задача научить обучающихся приобретать знания из различных источников самостоятельным путём. Из пассивного потребителя знаний обучающийся превращается в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Поэтому все большее значение приобретает правильная организация и руководство самостоятельной работой обучающихся.
В процессе обучения преподаватели профессиональных модулей применяют два вида самостоятельной работы: аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Активно используются такие методы, как выполнение манипуляций, самостоятельная работа по аналогии, составление схем, составление глоссария, работа с дневниками, ролевые игры, работа «малых групп», решение ситуационных задач, кейсов, веб квестов, где обучающийся самостоятельно ставит цели по решению проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися согласно программам модулей по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Обучающиеся используют широко методические указания с использованием информационно — коммуникационных технологий, дополнительную литературу. В результате обучающиеся демонстрируют самостоятельность в поиске информации, умение поддерживать связь с современным информационным пространством, в том числе с помощью интернета. Это приводит к формированию у обучающихся основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; а также классификации, систематизации, что в конечном итоге приводит к их активному использованию для решения прикладных задач.
На современном этапе развития российского общества одной из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющихся частью социальной политики государства является охрана и укрепление здоровья населения. Особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения осознанной потребности здорового образа жизни, и в этом направлении велика роль средних медицинских работников.
В рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся особое внимание уделяется:
- привитию основ здорового образа жизни обучающимся;
- формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде здорового образа жизни среди населения;
- подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию здорового образа жизни у населения.
В работе преподавателей профессиональных модулей широко применяются такие формы самостоятельной работы студентов, как составление кроссвордов, ребусов, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций, подготовка бесед с разными группами населения, буклетов листовок, памяток и плакатов, подготовка проектов.
Самыми яркими мероприятиями для обучающихся являются совместные с ЛПУ мероприятия: конференции, поезда «Здоровья», конкурсы санбюллетеней, тематические «круглые столы» и профилактические беседы с учащимися школ.
Конкурсы санбюллетеней и буклетов не только не потеряли своей актуальности, но стали еще более значимым в свете профилактического курса развития современного здравоохранения. Обучающиеся получают начальные знания по подготовке санбюллетеней, навыки проведения санпросветработы по пропаганде здорового образа жизни. У них формируются навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах, повышается уровень профессиональных и общих компетенций, прививается любовь к избранной профессии. Обучающиеся поддерживают связь с потенциальными работодателями. Санбюллетени участников конкурса передаются в отделения больницы, школы и детские сады города. Буклеты и наглядная продукция разлается населению.
В рамках совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития творческого потенциала обучающихся проводятся профилактические беседы на актуальные темы среди учащихся школ. Профилактические беседы — это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний по вопросам здорового образа жизни. Только в этом учебном году было проведено более 30 профилактических бесед с учащимися МОУСОШ №1, МОУСОШ №2, МОУСОШ №5 г. Валуйки и Валуйского района.
Подготовка и проведение таких мероприятий требует от обучающихся углубленного изучения материала по теме, умения правильно выбирать стиль общения и преподнесения информации в зависимости от возрастных особенностей аудитории, развивает умение выделять главное и в понятной форме доносить до слушателя. При этом обучающиеся «примеряют» на себя роль преподавателя, чувствуют всю степень ответственности, что прививает любовь к выбранной профессии.
Еще одним направлением внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является подготовка и проведение тематических «круглых столов». Так, для подростков группы социального риска был проведен «круглый стол» на тему: «Скажем наркотикам — НЕТ!» Участники «круглого стола» проявили высокую активность и искренность в обсуждении вопросов.
Обучающимся был продемонстрирован фильм, в котором отражена вся глубина трагедии с наглядным примером медицинских, социальных, психологических и экономических последствий употребления наркотиков.
Ежегодно проводится круглый стол «Вакцинация – проблема нации!» В интересной форме прошло мероприятие для обучающихся 1 курсов на тему «Курение и здоровье». Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни». Вот почему отказ от курения будет ярким примером осознанного отношения к своему здоровью.
Большой интерес вызывают у обучающихся проведение волонтерских акций «Узнай свое давление», «Узнай глюкозу крови», «Контролируй свой вес», приуроченных к определенным датам. Были проведены волонтерские акции, посвященные Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом «Навстречу здоровью и долголетию», дню пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщины», Всемирному дню сердца «Сердце для жизни», Всемирному дню борьбы с инсультами «Скажи инсульту нет — протяни руку здоровью», Всемирному дню борьбы с ВИЧ инфекцией и другие.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что подобные мероприятия очень интересны и актуальны, развивают профессиональные компетенции обучающихся, а особенно коммуникативные.
Хочется отметить, что преподаватели делают акцент на воспитательную и развивающую функции образования, на становление личности будущего специалиста, его гармоничное физическое, духовное и нравственное развитие. В процессе обучения обучающиеся постигают основные принципы профилактической работы, целью которой является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.
И как показывает опыт проведенных мероприятий, одним из главных инструментов в достижении поставленных целей является внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.