Советы для здоровья: правила применения лекарственных средств

В течение жизни каждый человек использует лекарственные средства для профилактики и лечения заболеваний. Как же их применять, чтобы не навредить организму?

Гигиеническое обучение и воспитание населения является неотъемлемой частью профилактической работы медсестры, направленное на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

К Всемирному дню здоровья, который отмечается 7 апреля,  преподавателем Н.Б. Молоновой проведено внеаудиторное занятие по учебной дисциплине Фармакология со студентами 612 группы специальности Сестринское дело 1 курса на тему «Советы для здоровья: правила применения лекарственных средств». Учащиеся выступили с сообщениями по правильному применению лекарственных средств, особенностях фармакотерапии при беременности, у лиц пожилого и старого возраста, детей.

Также студенты разработали памятки для населения по применению лекарственных средств для информационных стендов городских поликлиник г.Улан-Удэ.

Присутствующие на занятии зам. директора по ВР О.А. Гырылова и зав. 2 отделением   Т.А. Доржиева отметили, что  данное мероприятие позволяет первокурсникам получить знания для проведения санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни,  формирует навыки самостоятельного творчества, повышает  уровень профессиональных и общих компетенций, прививается   любовь к избранной профессии.

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы каждого медицинского работника среднего звена и направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни. Для более эффективного информирования населения гигиеническое воспитание осуществляется в различных целевых группах (дети, подростки, молодежь, работающие, пенсионеры, и т.д.). В каждой целевой группе используются аналогичные формы и методы профилактических воздействий с учетом возраста, уровня образования, наличия определенных факторов риска. При работе с населением на всех уровнях информация излагается доступно для широких слоев населения, без использования сложных медицинских терминов, носит позитивный характер.

Подводя итог, хочется отметить, что в процессе активного вовлечения студентов в изучение проблематики сохранения здоровья человека достигается несколько целей: овладение необходимыми знаниями для проведения санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактики заболеваний, связанных с различными факторами; готовность и способность общения с целевой аудиторией; формирование личной мотивации, направленной на здоровый образ жизни.

В рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся особое внимание уделяется:

  • привитию основ здорового образа жизни обучающимся;
  • формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде здорового образа жизни  среди населения;
  • подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию здорового образа жизни у населения.

Обучающиеся получают начальные знания по подготовке санбюллетеней, навыки проведения санпросветработы по пропаганде здорового образа жизни. У них  формируются навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах, повышается  уровень профессиональных и общих компетенций, прививается   любовь к избранной профессии.

Профилактические беседы — это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний по вопросам здорового образа жизни.

Подготовка и проведение таких мероприятий требует от обучающихся углубленного изучения материала по теме, умения правильно выбирать стиль общения и преподнесения информации в зависимости от возрастных особенностей аудитории, развивает умение выделять главное и в понятной форме доносить до слушателя.

Профилактическая работа с населением  как одно из направлений

внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Аннотация:  при изучении профессиональных модулей широко применяются различные формы   самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Профилактическая работа с населением  является  одним  из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Она включает участие обучающихся в совместных с ЛПУ конференциях, волонтерских акциях, поезде «Здоровья»,  конкурсах санбюллетеней, тематических «круглых столах» и проведение  профилактических бесед  с учащимися школ, что способствует развитию профессиональных компетенций.

Ключевые слова: аудиторная и внеаудиторная работа, глоссарий, ролевые игры, ситуационные задачи, кейсы, веб квесты, информационно — коммуникационные технологии, волонтерские акции, коммуникативные компетенции.

Подготовка конкурентоспособного, высокопрофессионального медицинского работника  невозможна без всестороннего развития личности обучающегося. Традиционные формы и методы преподавания ориентированы на передачу знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся и стабильность образовательного процесса. Такая система на современных этапах уже не обеспечивает решение  задач  в полном объеме.

Для преподавателя стоит задача научить обучающихся приобретать знания из различных источников   самостоятельным путём. Из пассивного потребителя знаний обучающийся превращается  в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Поэтому   все большее значение приобретает правильная организация и руководство  самостоятельной работой обучающихся.

В процессе обучения преподаватели профессиональных модулей  применяют два вида самостоятельной работы: аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Активно используются такие методы, как выполнение манипуляций, самостоятельная работа по аналогии, составление схем, составление глоссария, работа с дневниками, ролевые игры, работа «малых групп», решение ситуационных задач, кейсов, веб квестов, где обучающийся самостоятельно ставит цели по решению проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися согласно программам модулей по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Обучающиеся используют широко  методические указания  с использованием информационно — коммуникационных технологий, дополнительную литературу. В результате обучающиеся демонстрируют самостоятельность в поиске информации, умение поддерживать связь с современным информационным пространством, в том числе с помощью интернета. Это приводит к формированию у обучающихся  основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; а также классификации, систематизации, что в конечном итоге приводит к их активному использованию для решения прикладных задач.

На современном этапе развития российского общества одной из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющихся частью социальной политики государства является охрана и укрепление здоровья населения. Особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения осознанной потребности  здорового образа жизни, и в этом направлении велика роль средних медицинских работников.

В рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся особое внимание уделяется:

  • привитию основ здорового образа жизни обучающимся;
  • формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде здорового образа жизни  среди населения;
  • подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию здорового образа жизни у населения.

В работе преподавателей  профессиональных модулей широко применяются такие формы самостоятельной работы студентов, как составление кроссвордов, ребусов, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций, подготовка бесед с разными группами населения, буклетов листовок, памяток  и плакатов, подготовка проектов.

Самыми яркими мероприятиями для обучающихся являются совместные с ЛПУ мероприятия: конференции, поезда «Здоровья»,  конкурсы санбюллетеней, тематические «круглые столы» и профилактические беседы с учащимися школ.

Конкурсы санбюллетеней и буклетов  не только не потеряли своей актуальности, но стали еще более значимым в свете профилактического курса развития современного здравоохранения. Обучающиеся получают начальные знания по подготовке санбюллетеней, навыки проведения санпросветработы по пропаганде здорового образа жизни. У них  формируются навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах, повышается  уровень профессиональных и общих компетенций, прививается   любовь к избранной профессии. Обучающиеся поддерживают  связь с потенциальными работодателями. Санбюллетени   участников конкурса передаются в отделения больницы,   школы и детские сады города. Буклеты и наглядная продукция разлается населению.

В рамках совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития творческого потенциала обучающихся  проводятся  профилактические  беседы  на актуальные темы среди учащихся школ. Профилактические беседы — это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний по вопросам здорового образа жизни. Только в этом учебном году было проведено более 30 профилактических бесед  с учащимися   МОУСОШ №1, МОУСОШ №2, МОУСОШ №5 г. Валуйки и Валуйского района.

Подготовка и проведение таких мероприятий требует от обучающихся углубленного изучения материала по теме, умения правильно выбирать стиль общения и преподнесения информации в зависимости от возрастных особенностей аудитории, развивает умение выделять главное и в понятной форме доносить до слушателя. При этом обучающиеся «примеряют» на себя роль преподавателя, чувствуют всю степень ответственности, что прививает любовь к выбранной профессии.

Еще одним направлением внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является подготовка и проведение тематических «круглых столов». Так, для подростков группы социального риска был проведен «круглый стол» на тему: «Скажем наркотикам — НЕТ!» Участники «круглого стола» проявили высокую активность и искренность в обсуждении вопросов.

Обучающимся  был продемонстрирован фильм, в котором отражена вся глубина трагедии с наглядным примером медицинских, социальных, психологических и экономических последствий употребления наркотиков.

Ежегодно проводится круглый стол «Вакцинация – проблема нации!» В интересной форме прошло мероприятие для обучающихся 1 курсов на тему «Курение и здоровье».  Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни». Вот почему отказ от курения будет ярким примером осознанного отношения к своему здоровью.

Большой интерес вызывают у обучающихся проведение волонтерских акций «Узнай свое давление», «Узнай глюкозу крови», «Контролируй свой вес»,  приуроченных к определенным датам. Были проведены волонтерские акции, посвященные Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом  «Навстречу здоровью и долголетию», дню пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщины», Всемирному дню сердца «Сердце для жизни», Всемирному дню борьбы с инсультами «Скажи инсульту нет — протяни руку здоровью», Всемирному дню борьбы с ВИЧ инфекцией и другие.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что подобные мероприятия очень интересны и актуальны, развивают профессиональные компетенции обучающихся, а особенно  коммуникативные.

Хочется отметить, что преподаватели  делают акцент на воспитательную и развивающую функции образования, на становление личности будущего специалиста, его гармоничное физическое, духовное и нравственное развитие. В процессе обучения обучающиеся постигают основные принципы профилактической работы, целью которой является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.

И как показывает опыт проведенных мероприятий, одним из главных инструментов в достижении поставленных целей является внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.