История

В работе над виртуальным музеем были использованы материалы Национального архива Республики Бурятия, архивов Министерства здравоохранения, Республиканского базового медицинского колледжа; провели многочисленные встречи и беседы с ветеранами здравоохранения республики. Нами собраны уникальные фотографии, которые также вошли в виртуальный музей.

Изложение материала не претендует на исчерпывающую полноту и не могут заменить других публикаций.

Можно не сомневаться, что настоящий музей представит интерес не только для преподавателей, выпускников колледжа, организаторов здравоохранения, но и для широкого круга читателей.

Подготовка средних медицинских кадров была и остается одной из важнейших задач народного здравоохранения, необходимым условием его дальнейшего развития

Средние медицинские работники играют немаловажную роль в здравоохранении
Какими же путями шло развитие подготовки среднего медицинского персонала у нас в республике? Как известно, до революции территория Бурятии была местом ссылки политзаключенных, представляла собой отсталую часть царской России, край темноты и невежества, бедности и бесправия.
В конце прошлого века английский путешественник Диксон, посетив Бурятию, написал: «Сюда, кажется, никогда не дойдет европейская цивилизация…»
Надо признать, у заезжего англичанина для такого пророчества было достаточно оснований.
Одним из важнейших показателей культурного процветания страны, края, области является уровень народного здравоохранения.
До Великой Октябрьской революции в Бурятии вообще не существовало никакой системы охраны здоровья народа. Достаточно сказать, что в 1918 году на ее обширной территории было всего только 2 больницы в городских поселениях, 4 больницы в сельской местности, 4 врачебные амбулатории и 43 фельдшерских пункта, которые располагались в русских селах. Насчитывалось 14 врачей и 44 средних медицинских работника.
Социально-бытовой уклад жизни населения с вредными пережитками, суевериями и религиозными предрассудками, отсутствие элементарной санитарно-гигиенической культуры и недостаточная медицинская помощь способствовали высокой заболеваемости и смертности населения. По данным за 1880 г., в Забайкалье на 1 врача приходилось 23750 жителей1. А в 1889 г. 1 врач обслуживал 11830 жителей, проживающих на территории 10800 квадратных верст2. Коренное население прибегало в случае болезни к помощи лам, шаманов, знахарей, костоправов и лишь в единичных случаях обращалось к фельдшерам и врачам. Весьма распространены были такие социальные болезни, как трахома, туберкулез, венерические заболевания. Стоит ли говорить о том, что в такой обстановке ежегодно гибли тысячи людей, не получая медицинской помощи. Особенно высокой была детская смертность. Вот несколько архивных справок того времени. В 1855 году в Кяхте родилось 337 детей, а умерло 356, из них 137 – в возрасте до 1 года3. В Улан-Удэ (бывший Верхнеудинск) в 1866 г. родилось 120 детей, а умерло 2194.
Развитие здравоохранения в Бурятии стало возможным после победы Великой Октябрьской революции.
В 1923 году образовалась Бурятская Автономная Советская Социалистическая республика. Это явилось величайшим историческим событием в жизни бурятского народа.
К моменту создания Бурятской АССР медицинская сеть состояла из двух городских больниц с 10 койками и четырех сельских с 70 койками. Амбулаторную помощь оказывали 5 амбулаторий и 42 фельдшерских пункта, где работало 20 врачей и 70 лиц среднего медицинского персонала. В республике был создан Наркомздрав, первым наркомом здравоохранения стал врач-бурят Андрей Тимофеевич Трубачеев, который сделал очень многое для развития народного здравоохранения в республике. Первые мероприятия правительства Бурятии были направлены на борьбу с социальными болезнями, малярией, эпидемиями сыпного и возрастного тифа. Первый съезд Советов Бурятской АССР постановил признать дело борьбы с социальными болезнями ударным.
С 1923 года практически и началось организованное строительство медицинской сети республики. Во всех аймаках были открыты больницы. В селах начали функционировать 27 врачебных участка, 7 врачебных амбулаторий, 1 фельдшерский пункт и 18 больниц с 240 койками. В них работали 25 врачей, 10 фельдшеров-акушерок, 2 акушерки, 32 школьных и 34 ротных лекпома.
Партийные и советские органы совместно с Наркомздравом республики проводили определенную работу по подготовке средних и высших медицинских работников. Но этот процесс осложнялся тем, что контингент людей, из которых можно было бы подготовить данные кадры в республике был очень мал по причине низкой грамотности населения. Например, по данным переписи 1920 года грамотность бурятского населения западной части республики составила 17,4 процента, а восточной (по переписи 1920 года) – 14,1процента. То есть, решение проблемы народного здравоохранения в широких масштабах, если не сказать целиком, зависела от успехов на фронте ликвидации неграмотности населения. В годы социалистической реконструкции народного хозяйства шел неуклонный рост как сети школ, так и числа учащихся. Так, школ всех типов в республике в 1926-27 годах было 528, в них учащихся – 30533, из них бурят – 104316.
В газете «Правда Бурятии» в 1983 году Н.Мункоев писал: «Насколько республика была бедна культурными кадрами, можно судить по тому, что к моменту ее образования людей со средним образованием насчитывалось среди бурят менее 200 человек. Не больше их было и среди русских». Конечно, поэтому провести подготовку средних медицинских работников были определенные трудности из-за низкой грамотности населения республики.
Во многих аймаках царили голод и разруха, население практически сплошь безграмотно, промышленности по существу нет. Не хватало кадров. И нужно было в кратчайшие сроки «подтянуть» республику к уровню других областей страны в экономическом и культурном отношениях.
Однако пока развертывался этот процесс, медицинские кадры все равно надо было готовить, так как интересы развития здравоохранения требовали этого. Поэтому контингент слушателей для медицинских учебных заведений формировался с чрезвычайными трудностями. Своей базы для подготовки медицинских работников республика в то время не имела, поэтому
кадры готовились в других городах: в Москве, Красноярске, в Иркутске.


Тем не менее, следует заметить, что первая попытка создания какой-либо учебной базы в республике была предпринята в 1928 году, когда обком РОККа организовал в Улан-Удэ одногодичные курсы медицинских сестер с отрывом от производства. Принимались на курсы девушки из рабоче-крестьянских семей с образованием не ниже четырех классов. Теоретический курс проходили при только что организованном республиканском Доме санитарного просвещения, а практику – в лечебных учреждениях города. Лекции и практические занятия вели работники Минздрава БурАССР: врач Гдалий Маркович Варшавский, председатель РОККа Рыбкин, врачи Зинаида Яковлевна Вассерман, Федосья Савельевна Гальперова, Иван Дмитриевич Подгорный, Александра Афанасьевна Толстихина. В конце декабря 1929 года курсы окончили 27 девушек. Получив звание медицинских сестер РОККа, они разъехались по аймакам республики.

Срок открытия медицинского техникума был определен в «объяснительной записке» наркомздрава: «Предложено с 1 октября 1930 года открыть в городе Верхнеудинске медицинский техникум». Первый выпуск будет весной 1933 года, который даст 30 акушерок.
16  августа  1930  года  в  газете    «Бурят-Монгольская правда» появилось объявление следующего содержания: «Бурнаркомздрав доводит до сведения желающих поступить в медицинский политехникум:
Политехникум открывается в 1930-31 гг. с 2-мя отделениями: а) акушерским, б) сестринским по подготовке сестер охраны Материнства и Младенчества. Кроме того, для подготовки кадров на сестринское отделение будет открыт подготовительный курс сроком на 5 месяцев.
Акушерское отделение и подготовительные курсы открываются в первых числах октября 1930 года, сестринское отделение открывается с 15 марта 1931 г. и является продолжением подготовительного курса.
Для поступающих на акушерское отделение требуется образование не ниже 7-летки».
С этой публикации, собственно, и началась история первого в Бурятии медицинского училища и колледжа.
До начала занятий в новом техникуме оставалось полтора месяца. Это время было заполнено поисками помещения и отбором желающих для поступления.

В этом здании открылся медицинский политехникум в 1930 году

При активном вмешательстве наркома здравоохранения Андрея Тимофеевича Трубачеева медицинской политехникум был размещен в 2-х этажном здании по улице  Ленина, 13.

Студенты жили в общежитии по улице Байкальской, 16. Таким образом, дата рождения одного из старейших специальных учебных заведений Бурятии – Улан-Удэнского медицинского колледжа – 10 октября 1930 года.    Первым директором, да и организатором училища, был Гдалий Маркович Варшавский.

 

С 1932 года в этом здании находилась Фельдшерско – акушерская школа

В 1932 году медицинский политехникум стал именоваться фельдшерско-акушерской школой и при ней открывается в этом же году рабфак (дневной) для подготовки учащихся в медицинский институт.  Срок  обучения на  рабфаке  был 3 года.  По его окончании учащиеся поступали в Восточносибирский медицинский институт в Иркутске.
В 1933 году медицинская  школа  выпускает  своих  первых 50 выпускников, в 1934 – 21, 1935 – 48, 1936 – 48, и на подготовительном отделении в 1937-40. Таким образом, за первые пять лет существования школа подготовила и выпустила 199 специалистов среднего звена. И хотя значительный рост лечебных учреждений опережал рост выпуска высшего и среднего медперсонала, острота кризиса постепенно снижалась.